В начале октябре 1869 года феремер из Кардиффа Уильям Ньюэлл нанял рабочих для рытья колодца.
Рабочие только начали копать и почти сразу же, в метре от поверхности, наткнулись на что-то твердое. Они расширили яму и увидели нечто поразительное — окаменелые останки человека трехметрового роста! Останки настолько хорошо сохранились, что больше походили на каменную скульптуру, чем на мумифицированный труп.
Известие о замечательном окаменевшем человеке распространилось по окрестностям, и на следующий день на месте собралась толпа зевак. Ньюэлл быстро сообразил, как превратить недостроенный колодец в выгодное предприятие. Он воздвиг над ямой шатер, получил лицензию на выставку и начал продавать желающим полюбоваться на кардиффского гиганта входные билеты.
В первый день Ньюэлл продавал билеты по 25 центов, потом поднял плату вдвое. Но поток посетителей не иссякал. Каждый день к ферме со всех сторон стекались тысячи человек.
Дальний родственник Ньюэлла Джордж Халл взял на себя обеспечение зрителей едой и питьем. Так возник консорциум по «управлению гигантом».
Известие о фантастической находке расходилось, как круги на воде. По ферме Ньюэлла шныряли репортеры, местные газеты публиковали репортаж за репортажем.
Кардиффским гигантом заинтересовался местный бизнесмен из Сиракуз Дэвид Ханнум. Он сделал Ньюэллу предложение, от которого тот не смог отказаться: выкупил ¾ его доли на право демонстрации гиганта за безумные по тем временам деньги – 37 тысяч долларов!
Спустя пару дней Дэвид Ханнум перевез звездный аттракцион с фермы Ньюэлла в музей в Сиракузах.
Вот тут-то, наконец, до окаменевших останков добрались местные ученые. И объявили, что это… доисторические останки ископаемого человека.
Ура!Ура! — закричали, наверное, местные священники. Ведь эта находка подтверждала правдивость историй про библейских гигантов. И музей в Сиракузах тут же превратился в место паломничества верующих. Желающих своими глазами увидеть окаменевшего библейского патриарха было еще больше, чем обычных зевак. Интерес верующих к выставке подогревали местные церковнослужители.
А сколько экспертов обследовало кардиффского гиганта!
Известный философ Ральф Эмерсон объявил гиганта «удивительным и несомненно древним».
Один бостонский анатом получил разрешение на инструментальное исследование останков, просверлил за ухом дырку и авторитетно заявил, что череп этого ископаемого человека имеет совершенное анатомическое строение.
Местная индейская шаманка поделилась своим откровением и объявила кардиффского гиганта старым индейским пророком, который предсказал появление бледнолицых в Америке.
А некий студент Йельского университета, обнаруживший на спине статуи загадочные иероглифы, написал целый реферат про то, что гигант из Кардиффа на самом деле является статуей, изображающей финикийского бога Ваала.
Но его голос в этом хоре звучал не убедительно.
В конце концов, многочисленные эксперты сошлись во мнениях: Кардиффский гигант – окаменевшие останки ископаемого человека.
Популярность Кардиффского гиганта была так велика, что знаменитый владелец цирковых аттракционов П.Т. Барнум предложил Ханнуму 60 тысяч долларов за право взять статую в трехмесячный тур по всей стране.
Ханнум не согласился. И тогда Барнум тайно заказал архитектору Карлу Отто сделать точную копию Кардиффского гиганта…
Долго только сказка сказывается, а на деле от рытья колодца до предложения Барнума прошло два месяца.
Архитектор Карл Отто уже приступил к созданию гипсовой копии, а Барнум уже арендовал в Нью-Йорке выставочный зал, но в этот самый момент родственник удачливого фермера, — тот самый Джордж Халл, про которого мы уже и думать забыли, — внезапно объявил на весь свет, что Кардиффский гигант – подделка. И рассказал, как и когда эта идея пришла ему в голову, зачем он ввел в заблуждение почтеннейшую публику и во сколько ему эта мистификация обошлась.
Оказалось, что пару лет назад Халл случайно зашел в местную церковь послушать заезжего проповедника. Проповедник рассказывал о великанах, населявших землю в библейские времена. Халл уточнил у священника, какого роста были эти люди. И тот уверенно ответил – трехметрового.
К величайшему удивлению Халла никто из присутствующих в церкви не усомнился в словах проповедника. Вот тогда то Халл и придумал подшутить над легковерными соотечественниками.
Подходящий камень нашелся в местном карьере. Он весил 5 тонн и длина его составляла больше 3,5 метров.
Халл нанял грузчиков и повозку, и перевез камень в Чикаго. Любопытствующим он говорил, что это памятник президенту Линкольну, который везут на выставку.
В Чикаго Халл договорился со знакомым скульптором и тот за 4 месяца создал фигуру лежащего гиганта. Для пущей убедительности скульптор толстой иглой наколол на коже «ископаемого человека» поры. А чтобы состарить камень, обработал его кислотой.
К лету 1868 года ископаемый человек был готов к «погребению». Но где закопать, чтобы наверняка нашли? И тогда Халл привлек к мистификации своего двоюродного брата Уильяма Ньюэлла.
На соседнем с фермой Ньюэлла поле очень кстати были недавно найдены какие-то ископаемые кости.
Халл вновь нанял повозку и рабочих. Скульптуру упаковали в большой ящик, на боку которого было написано «машины», привезли в Кардифф на ферму Ньюэлла и темной октябрьской ночью 1868 года закопали ее на небольшой глубине за сараем.
А сверху посадили клевер.
Следующим летом Ньюэлл по заранее разработанному плану стал жаловаться всем встречным и поперечным на нехватку воды на ферме. И делился своими планами на рытье колодца.
И вот, наконец, в начале октября 1869 года на ферме Ньюэлла появились рабочие с лопатами…
Вся эта мистификация обошлась Халлу в 2200 долларов. И к моменту разоблачения принесла прибыль в 100 тысяч долларов.
Признание Халла только подогрело интерес к Кардиффскому гиганту. Уже в январе 1870 года свежеиспеченная копия подделки, созданная архитектором Карлом Отто, отправилась на выставку в Нью-Йорк. А потом и в триумфальное турне по штатам.
В феврале хозяин первого фальсификата Ханнум подал в суд на хозяина второго фальсификата Барнума. Суд рассмотрел иск и признал обе копии подделками. Что не помешало ни Ханнуму, ни Барну продолжить свой успешный бизнес.
В 1901 году Кардиффский гигант – какой из двух неизвестно — попал на Панамериканскую выставку. Потом эту скульптуру вроде бы купил какой-то издатель для украшения своего сада. А с 1947 года он хранится в фермерском музее Куперстауна, штат Нью-Йорк.
К слову говоря, ни Халл, ни Ньюэлл не понесли никакого наказания за мистификацию, так как суд решил, что в их действиях не было умысла обогащения.