Однажды теплым июльским утром 1944 года археолог-любитель Вальдемар Джульсруд совершал конную прогулку по склонам холма Эль Торо.
Джульсруд был выходцем из Германии. Он перебрался в Мексику еще в конце XIX века, жил на доходы от торговли скобяными изделиями и все свое свободное время посвящал археологическим раскопкам. В 1923 году, например, он вместе с падре Мартинесем раскопал памятник культуры Чупикуаро.
(Для справки: Эта архаическая культура возникла в Мексике в так называемый доклассический период. Датируется примерно 500 г. до н.э. — 500 г. н.э.)
Так вот, в то самое утро, неторопливо спускаясь с холма на лошади, Джульсруд вдруг увидел, что из земли, размытой после дождя, торчит какой-то обломок керамики. Рядом с обломком археолог-любитель тут же нашел целую глиняную фигурку. И еще одну. И еще…
Джульсруд предположил, что эти фигурки относятся к культуре Чупикуаро. Он нанял местных крестьян копать холм и пообещал им платить по 1 песо (или 10 американских центов) за каждую целую фигурку.
И находки потекли к Джульсруду рекой. Только за первый год крестьяне накопали 30 тысяч каменных, глиняных и керамических фигурок. (Разбитые фигурки крестьяне предварительно склеивали, чтобы получить плату как за целые).
Через два года коллекция Джульсруда в упакованном виде занимала 12 комнат его дома. И в ней было почти 40 тысяч экземпляров!
Самым удивительным было не количество артефактов, а то, что антропоморфные фигурки Акамбаро, как их стали называть, достоверно изображали не только людей индейской расы, но и бородатых европейцев, полинезийцев, монголоидов и негроидов. А среди фигурок животных были… динозавры! Причем некоторые фигурки изображали динозавров вместе с человеком.
Академические ученые проявили интерес к коллекции Джульсруда только после нескольких публикаций журналистов. В 1952 году фигурки из Акамбаро были изучены крупнейшим специалистом по археологии Западной Мексики Чарльзом Коррадино Ди Песо.
Ди Песо изначально был настроен на то, что вся эта история – мистификация. Исследовав фигурки и опросив местных жителей, Ди Песо подтвердил свои предварительные выводы: все фальшивка. В одной из публикаций он рассказал, что вся коллекция была выполнена одной мексиканской семьей, которая занималась этим в зимние месяцы, свободные от сельскохозяйственных работ.
Местные власти тут же опровергли заявление Ди Песо. Сначала суперинтендант National Irrigation Plant of Solis Франческо Сантес заявил, что «после четырех лет изучения археологической активности в районе и характера занятий местного населения он может однозначно констатировать отсутствие какого-либо керамического производства в Акамбаро». Затем мэр Акамбаро Хуан Карранса опубликовал официальное заявление за номером 1109 от 23 июля 1952, в котором говорилось, что «по результатам специального расследования, проведенного в районе, выяснилось, что в Акамбаро нет ни одного человека, который бы занимался производством такого рода изделий».
Тем не менее фигурки Акамбаро были официально объявлены фальшивкой
А происхождение их объяснили жадностью местных индейцев, насмотревшихся мультиков и начитавшихся комиксов.
Оппоненты не сдавались и в свою очередь вполне резонно отмечали, что такое количество подделок не по силам изготовить даже крупной фабрике, не то, что членам одной семьи или даже жителям одной деревни. Тем более что ни одна из фигурок этой удивительной коллекции не повторялась. К тому же, как уверяли оппоненты, невозможно закопать такое количество фигурок в холме на разной глубине, не повредив верхний слой почвы, невозможно заставить корни растений оплести эти артефакты, а главное – невозможно подделать следы эрозии.
В 1954 году скандал вокруг коллекции Джульсруда достиг своего пика. В Акамбаро приехала целая делегация ученых во главе с директором Департамента до-испанских памятников Национального института Антропологии и Истории доктором Эдуардо Нокверой. Ученым дали по лопате и предложили копать, где душе угодно.
После нескольких часов раскопок в присутствии свидетелей члены делегации стали счастливыми обладателями десятков артефактов, в том числе нескольких фигурок динозавров. Они поздравили друг друга и Вальдемара Джульсруда с открытием и… объявили, что «этого не может быть, потому что не может быть никогда!»
В 1968 году несколько фигурок Акамбаро были отправлены в Нью-Джерси в лабораторию изотопных исследования на анализ по методу радиокарбонного (радиоуглеродного) датирования. Для чистоты эксперимента ученым, заказавшим это исследование, не сообщили, какие именно статуэтки были отобраны для эксперимента. Анализ показал, что все они изготовлены в период с 4530 по 1100 год до нашей эры. Однако когда выяснилось, что среди образцов были и злополучные динозавры, ученые заявили, что полученные результаты ошибочны…
Перелом в этом споре наступил только в 90-ых годах. Когда за дело взялись два независимых американских эксперта: антрополог Денис Свифт и геолог Дон Паттон. Но к тому времени сам Джульсруд уже умер, его дом был продан, а жалкие остатки разворованной коллекции хранились под замком в мэрии.
В прессе поднялся жуткий скандал. Фигурки Акамбаро объявили национальным достоянием и величайшим открытием. А чиновников Акамбаро обвинили в утрате уникальных предметов драгоценной коллекции.
В подлинности артефактов уже никто не сомневался, но легче от этого никому не стало, потому что к тому моменту примерно три четверти фигурок пропали бесследно.
В конце концов, мэрии пришлось выделить под музей фигурок Акамбаро специальный дом. Небольшая часть коллекции археолога-любителя Вальдемара Джульсруда находится там в качестве постоянной экспозиции. И полюбоваться глиняными динозаврами сегодня может любой желающий.
Но вот объяснить происхождение этих статуэток пока еще никому не удалось.
Сторонники подлинности фигурок приводят следующие доказательства: все каменные фигурки несут следы эрозии, которые невозможно подделать; все глиняные прошли открытый обжиг, что невозможно, так как в районе Акамбаро дефицит древесины; и главный аргумент – местные жители продавали их по 10 центов, что не могло окупить затраты на их производство.
У противоположного лагеря свои аргументы: на целых фигурках нет повреждений от археологических инструментов, которыми их выкапывали; рядом с разбитыми фигурками нет отбитых частей; и главный аргумент — ни в одной из известных мексиканских культур нет упоминания о динозаврах.
Спор вокруг фигурок Акамбаро продолжается. Может, со временем и удастся выяснить, что это было на самом деле: гениальная мистификация или огромная археологическая удача.