Две главные системы мира

10 ноября 1979 года на выступлении в Ватиканской академии наук Папа римский Иоанн-Павел II официально признал, что инквизиция совершила ошибку, вынудив Галилео Галилея отречься от гелиоцентрический теории Коперника. Полностью реабилитирован великий итальянский ученый был только в 1992 году. Через 350 лет после смерти.

Из цикла: «Жизнь замечательных идей»

Галилео Галилей предстал перед судом инквизиции летом 1633 года. Не за свои религиозные убеждения — он был искренне верующим, законопослушным католиком. Не за свои открытия, хотя каждое из них совершило маленькую революцию в своей области. И даже не за гелиоцентрическую теорию, поскольку он не был ее автором. А за свою научно-популярную книгу в пятьсот страниц…

Эту научно-просветительскую книгу о двух главнейших системах мира Галилей написал не на латыни, а на разговорном – «народном» — итальянском языке.

«Я писал на родном языке потому, что мне нужно, чтобы каждый человек мог прочесть мою работу».

Рим, 1633 год
Галилео Галилея вызвали в Рим на суд Святой Инквизиции в январе 1633 года. Семидесятилетний ученый представил свидетельство трех врачей о том, что болен и не может покинуть Флоренцию. Ему пригрозили: если не приедет добровольно, его привезут силой, в кандалах…
«Я прибыл в Рим 10 февраля 1633 года и положился на милость инквизиции и святого отца… Сначала меня заперли в замке Троицы на горе, а на следующий день меня посетил комиссар инквизиции и увез меня в своей карете. По дороге он задавал мне разные вопросы… касающиеся движения земли… На все математические доказательства, которые я мог ему противопоставить, он отвечал мне словами из священного писания: «Земля была и будет неподвижна во веки веков»…


Галилео Галилей, «Диалог о двух главнейших системах мира». Флоренция, 1632 год
Книга Галилея называлась «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой». Она вышла в свет в феврале 1632 года. Галилей написал ее в форме беседы трех персонажей, придерживающихся разных взглядов.
Первый защищает Аристотеля и Птолемея. Галилей дал ему говорящее имя «Симпличио», что в переводе с итальянского означает «простак». Второй – ученый, приверженец теории Коперника. А третий – образованный человек весьма острого ума, владелец палаццо, где проходят беседы. Он выступает в роли арбитра в спорах ученого и простака.
На фронтисписе книги были изображены Аристотель, Птолемей и Коперник. На титульном листе значилось: «С разрешения властей» и приводилось полное название труда: «Диалог Галилео Галилея, академика Линчеи, экстраординарного математика университета в Пизе, философа и старшего математика Его Светлости Великого Герцога Тосканского, где в собраниях, четыре дня продолжающихся, ведутся рассуждения о двух наиболее выдающихся системах мира, Птолемеевой и Коперниковой, причем неопределительно предлагаются доводы столько же для одной из них, сколько и для другой».


Экземпляры, предназначенные для подарка высоким особам, были переплетены в кожу с золотым тиснением. Галилей лично вручил несколько экземпляров великому Герцогу Тосканы — восемнадцатилетнему Фердинанду П, своему ученику и покровителю. Два экземпляра отправил в Ватикан – Папе Урбану восьмому.
Основной тираж был скромнее и вышел под бумажной обложкой.


В августе 1632 года продажа книги Галилея была запрещена, но к тому моменту весь тираж был раскуплен. Спустя несколько месяцев, уже находясь под арестом, Галилей горько шутил по этому поводу:

«Если они решат сжечь мой «Диалог», я не знаю, где они найдут хотя бы один экземпляр. Хорошо, если они отпечатают его еще раз, чтобы иметь, что сжигать…»

Рим, 1633 год
На первом допросе, который проходил 12 апреля во дворце инквизиции Галилею был задан вопрос, знает ли он или предполагает, по какой причине ему приказано явиться в Рим? Ученый ответил: «Я думаю, дать отчет о моей недавно отпечатанной книге». Галилею предъявили экземпляр «Диалога», отпечатанный во Флоренции, и спросили, признает ли он эту книгу своей. «Я признаю предъявленную мне книгу, — ответил Галилей, — и все, содержащееся в ней, я признаю сочиненным мной».

Клавдий Птолемей, «Альмагест». Александрия, 150 год
Клавдий Птолемей был одним из крупнейших ученых своего времени: математик, оптик, теоретик музыки, географ, астролог и астроном. В астрономии ему не было равных и спустя тысячу лет.
Главный труд всей жизни Птолемея – «Большое математическое построение» или «Альмагест», написанный примерно в сто пятидесятом году, стал подлинной энциклопедией астрономических знаний и одним из шедевров мировой научной литературы.
Собрав и проанализировав все научные труды древних астрономов Вавилона и Греции, Птолемей сформулировал и математически обосновал геоцентрическую модель мира.

Справка:
Геоцентрическая модель мира – это планетарная система, в центре которой находится неподвижная Земля. Свое название получила от греческого названия Земли – Гея.

В основе системы Птолемея была планетарная модель, предложенная еще в четвертом веке до нашей эры величайшим философом древности, ученым-энциклопедистом Аристотелем.
Аристотель считал, что все тяжелое стремится к центру Вселенной, где скапливается и образует шарообразную массу – Землю, неподвижный центр мира.

В планетарной системе Аристотеля шарообразными были не только все планеты и светила, но и небесный свод. Небесный свод состоял из нескольких хрустальных сфер, как бы вложенных друг в друга. На одной из этих сфер были неподвижно закреплены звезды. На другой Солнце. На третьей – Луна.

Все эти сферы, полагал Аристотель, вращаются вокруг неподвижной Земли, что и создает иллюзию движения Солнца, Луны и звезд. А планеты или «блуждающие светила» движутся вокруг Земли по концентрическим окружностям.

На самом деле, планеты, в отличие и Солнца и Луны, совершают не круговое движение, видимое с Земли, как равномерное движение по дуге, а как бы выписывают петли. С точки зрения наблюдателя, находящегося на Земле, планета сначала идет в одном направлении, затем останавливается и начинает двигаться обратно.

Это возвратно-поступательное движение планет легко объяснимо сегодня: планеты вращаются вокруг Солнца, а мы наблюдаем за ними с Земли, которая в свою очередь тоже движется по орбите. Таким образом, когда Земля «догоняет» какую-то планету, нам кажется, что эта планета остановилась, а когда Земля «обгоняет» ее, нам кажется, что планета начала двигаться в обратную сторону.

В системе Птолемея центром Вселенной была неподвижная Земля, вокруг которой вращались аристотелевские хрустальные небесные сферы, переносившие звезды, Солнце и Луну. Луна, Солнце и звезды совершали равномерное круговое движение. А для объяснения петлеобразного движения планет Птолемей придумал сложную комбинацию эпициклов и деферентов.

Справка:
Эпицикл – это круг, который каждая планета описывает вокруг воображаемой точки.
Деферент – это круг, который та самая воображаемая точка описывает вокруг Земли.


По Птолемею планеты двигались вокруг Земли по деференту, совершая при этом вращение по эпициклу. Птолемей полагал, что по отношению к Земле эпициклы как бы стоят ребром. Поэтому мы видим не круговое движение планеты, а челночное.


С точки зрения математики предложенная Птолемеем схема избавляла от проблем неравномерности движения планет. С точки зрения физики – не выдерживала никакой критики, поскольку тело может вращаться только вокруг реальных масс, а не вокруг воображаемых точек.


Геоцентрическая система Птолемея была сложной и громоздкой. Тем не менее, по ней можно было с определенной степенью точности рассчитывать положение планет, Солнца, Луны и звезд. Она безраздельно царствовала в науке почти полторы тысячи лет.

Рим, 1633 год
Весть о том, что Галилей ждет суда инквизиции, очень быстро распространилась по всей Италии. Влиятельные друзья Галилея пытались хоть как-то смягчить гнев Папы римского Урбана восьмого. Папа никого не слушал, кричал сердито: «Ваш Галилей осмелился вмешиваться в такие вещи, в которые не следовало бы вмешиваться, он коснулся самых важных и опасных предметов, которые в наши дни могут взбудоражить общественность!»

Николай Коперник», «О вращении небесных сфер». Нюрнберг, 1543 год
Существует легенда, что первый типографский оттиск свой книги «О вращении небесных сфер» Николай Коперник получил за несколько дней до смерти — в мае 1543 года. Над этой книгой великий польский астроном работал почти сорок лет.

Кстати, Коперник, скорей всего, был не поляком, а этническим немцем. Не сохранилось ни одной его рукописи на польском языке. В основном, он писал на немецком и на латыни.
Прежде, чем принять духовный сан и стать каноником, Коперник закончил два университета – в Кракове и в Болонье, там он занимался изучением математики, медицины, богословия, права, древних языков и астрономии. В 1500 году Коперник поступил в Падуанский университет, где продолжил изучение медицины и параллельно занимался астрономией. Именно в эти годы у него сложился замысел новой астрономической системы – гелиоцентрической модели мира.

Справка:
Гелиоцентрическая модель мира – это планетарная система, в центре которой находится неподвижное Солнце. Свое название получила от греческого названия Солнца – Гелиос.


Первые наброски своей теории — «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям» — Коперник опубликовал в 1512 году. В мгновение ока никому не известный каноник стал считаться одним из самых выдающихся астрономов. Папа римский Лев десятый даже пригласил его принять участие в подготовке календарной реформы, но Коперник вежливо отказался. В это время он уже работал над своей книгой.
Создавая новую систему мира, Коперник, по сути, возродил гелиоцентрическую теорию древнегреческого астронома Аристарха Самосского.

Справка:
Аристарх Самосский жил в третьем веке до нашей эры. Он утверждал, что в центре мироздания находится неподвижное Солнце, а Земля вращается вокруг него и вокруг своей оси. Он также считал, что Земля во много раз меньше Солнца. Именно поэтому мЕньшее тело должно вращаться вокруг бОльшего, а не наоборот. Вращением вокруг Солнца, а не вокруг Земли Аристарх Самосский объяснил и запутанное движение планет. Его революционная теория была объявлена ересью. Аристарх Самосский был вынужден бежать из Афин в Александрию.

Николай Коперник взял за основу своей системы мира гелиоцентрические взгляды Аристарха Самосского и добавил к ним комбинацию эпициклов и деферентов Клавдия Птолемея.

По Копернику выходило, что все планеты, включая Землю, вращаются вокруг Солнца по деферентам – круговым орбитам, при этом каждая из планет, кроме Земли, вращается еще и по эпициклу – собственному кругу с воображаемой точкой в центре.

Земля, которая в модели Коперника вращалась не только вокруг Солнца, но еще и вокруг своей оси, отчасти сохранила особый статус. Коперник считал центром планетарной системы центр земной орбиты, а не Солнце. Поэтому его теорию нельзя было считать в полной мере гелиоцентрической.

Будучи духовным лицом, Николай Коперник понимал, какой удар его теория может нанести религии. Ведь в космосе Коперника не оставалось места ни для рая, ни для ада, а значит, теряли смысл идеи спасения и загробной жизни. Пытаясь отвести от себя возможный гнев Святой Инквизиции, Коперник в самый последний момент написал, что посвящает свой труд главе Католической Церкви папе Павлу третьему.

Большинство исследователей считает, что Коперник переоценил значение своей книги. Написанная на сухой латыни языком математических формул, она вошла в историю, как… самый нечитаемый научный труд.

Даже сторонники и последователи Коперника не спешили признать его теорию истинной космологической системой мира. Многие ученые восприняли ее всего лишь как удобную математическую модель для расчета движения небесных тел. А Тихо Браге, например, вообще называл ее «математической спекуляцией».

Справка:
Тихо Браге, выдающийся датский астроном, астролог и алхимик. В самом конце шестнадцатого века создал собственную систему мира, внедрив математический эквивалент теории Коперника в геоцентрическую систему Птолемея. В системе Тихо Браге все планеты и сфера неподвижных звезд вращались вокруг Солнца. А Солнце в свою очередь вращалось вокруг неподвижного центра мира – Земли. Луна же двигалась вокруг Земли по своей собственной круговой орбите. Гео-гелиоцентрическая система Тихо Браге стала замечательным компромиссом между наукой и Святым Писанием.

Одни и те же движения небесных тел могут быть выведены из различных геометрических гипотез. Еще Аристотель в своей «Аналитике» указывал, что истинное следствие может быть получено из ложных посылок. Для расчетов важна точка отсчета, которую мы сами для себя определяем. Например, совершенно не важно, Земля является центром системы или Солнце, расстояние между ними все равно останется тем же самым. И время восхода Солнца можно рассчитать как исходя из того, что оно обращается вокруг Земли, так и предположив, что Земля вращается вокруг Солнца.

Церковь не приняла гелиоцентрическую систему мира Коперника. Протестанты отвергали её, аргументируя к текстам Святого Писания, а католики – как противоречащую физике Аристотеля и астрономии Птолемея. Тем не менее, книга польского каноника «О вращении», достаточно долго была в списке разрешенных научных трудов, как не представляющая угрозу догматам веры. Более того, было даже предпринято несколько попыток увязать новую астрономию Коперника со Священным Писанием.

Например, в 1611 году глава инквизиции кардинал Роберто Беллармино, один из самых влиятельных римских теологов, обсуждал с Галилеем вопрос: как именно католик должен рассматривать систему Коперника в связи с Библией. Беллармино тогда высказал мнение, что если будет найдено реальное доказательство движения Земли, придется пересмотреть Священное Писание, утверждающее обратное. Однако кардинал считал такую возможность маловероятной.

В индекс запрещенных книг научный трактат Коперника попал только в 1616 году. Когда за доказательство того, что гелиоцентрическая теория Коперника это не просто математическая гипотеза, а истина, взялся Галилео Галилей. И мало кому понятный, а от этого считавшийся безопасным научный трактат польского каноника тут же превратился в бомбу, готовую взорвать старый мир с его обветшалой геоцентрической системой.

Рим, 1633 год
Следствие по делу Галилея тянулось с апреля по июнь. За это время его четыре раза вызывали на допросы. Суд начался 22 июня 1633 года, в этот день в церкви монастыря Святой Марии Галилею был оглашен приговор: «…объявляем тебя, Галилей, за всё вышеизложенное и исповеданное тобою под сильным подозрением у сего Святого судилища в ереси, как одержимого ложною и противною Священному и Божественному Писанию мыслью, будто Солнце есть центр земной орбиты и не движется от востока к западу, Земля же подвижна и не есть центр Вселенной…»
От костра Галилея спасло то, что его объявили всего лишь заподозренным в ереси, а не еретиком. Этой формулировки, а фактически смягчения приговора, для Галилея добился Папа римский Урбан восьмой. По старой дружбе.

Галилео Галилей, «Диалог о двух главнейших системах мира». Флоренция, 1632 год
Свою научно-просветительскую книгу о двух главнейших системах мира Галилей написал не на латыни, а на разговорном – «народном» — итальянском языке.

«Я писал на родном языке потому, что мне нужно, чтобы каждый человек мог прочесть мою работу».


Диалоги между тремя персонажами в книге Галилея длятся четыре дня. В первый день собеседники обсуждают сходство земного и космического мира и говорят об учении Аристотеля. Во второй день обсуждают вращение Земли вокруг своей оси. Разговор третьего дня посвящен обращению Земли вокруг Солнца и строению Вселенной. А в течение четвертого дня обсуждаются морские приливы и отливы.
Каждый из персонажей в книге Галилея вроде бы убедительно отстаивал свою точку зрения, но у читателя при этом не оставалось сомнений в том, какая из космологических теорий является истинной. К тому же некоторые реплики звучали слишком откровенно:

«О, Николай Коперник! Как возрадовался бы ты, если бы мог дожить до новых наблюдений, так блистательно подтверждающих твою мысль! Все болезни гнездятся в системе Птолемея, все же лекарства находятся в учении Коперника!» Из книги «Диалог» Галилея

Галилей считал, что обезопасил себя, вложив собственные мысли в уста вымышленных персонажей. И ошибся…


Во-первых, он пропагандировал учение Коперника, которое было запрещено, как «ложное и целиком противное Священному писанию».
Во-вторых, он нарушил обещание, данное им в 1616 году главе инквизиции кардиналу Беллармино: публично не защищать и не придерживаться учения Коперника.
И, в-третьих, он выставил на посмешище Папу Римского Урбана VIII. По крайней мере, так считал сам Папа, усмотревший в простаке Симпличио карикатуру на себя, и услышав в его глупых аргументах отголоски собственных высказываний.

Кардинал Маффео Барберини был избран Папой римским и принял имя Урбан VIII в 1623 году. Прогрессивная Европа тогда была рада, что главой Ватикана стал умный и образованный человек, член Академии Деи Линчеи, юрист и дипломат. Все знали, что в 1616 году именно он – кардинал Барберини – выступил против объявления теории Коперника ересью. Кардинал Барберини с большим уважением относился к Галилею и почитал его, как выдающегося математика и астронома. Став Папой римским, Урбан VIII поначалу сохранял свое дружеское расположение к Галилею и терпимость по отношению к теории Коперника. Он считал, что любая астрономическая теория – это всего лишь гипотеза, которую невозможно доказать.


В 1624 году Урбан VIII дал Галилею шесть часовых аудиенций! Это было невиданное расточительство папского времени. Основной темой этих шести бесед Галилея и папы была новая астрономия Коперника. Отменить указ своего предшественника и снять запрет с работы польского астронома Урбан VIII отказался. Но зато недвусмысленно заявил, что хотя гелиоцентрическая теория и представляет определенную опасность, церковь не собирается в дальнейшем осуждать ее, как еретическую, потому что истинность этой теории доказать невозможно…

И вот, спустя каких-нибудь восемь лет Галилей доказывает истинность теории Коперника. Да еще пишет свою книгу на простом итальянском языке, чтобы эти доказательства смог прочесть и понять любой грамотный человек. И вдобавок выставляет Папу римского на посмешище.

Но главное – простой мирянин, пусть и выдающийся ученый, берет на себя право перетолковывать Священное Писание. Допустить этого бывший друг Галилея кардинал Маффео Барберини, а ныне глава католической церкви папа римский Урбан VIII никак не мог.
Личная обида, вот что двигало Урбаном VIII.

Рим, 1633 год
После оглашения приговора Галилей, встав на колени, зачитал текст отречения:


«Я, Галилей, сын Винченцо Галилея из Флоренции, в возрасте семидесяти лет, лично представши пред судом… с открытым сердцем и искренней верой проклинаю и презираю вышеупомянутые заблуждения и ересь, противоречащие Святой Церкви; и клянусь, что в будущем никогда больше не стану говорить и утверждать ни устно, ни письменно того, что могло бы навлечь на меня подобные подозрения…»

Говорят, что поднимаясь с колен после отречения, Галилео Галилей крикнул:

«E pur si muove!» — «А все-таки она вертится!»

Но это всего лишь миф… Старый, больной человек, напуганный и униженный, чудом избежавший костра инквизиции, вряд ли позволил бы себе играть с судьбой.


На одном из допросов Галилей, вопреки очевидности отрицавший, что разделял Коперниковское учение, сказал:

«Мое заблуждение имеет своим основанием пустое тщеславие, полное незнание и неосторожность…»

Инквизиции удалось сломать дух великого ученого. Но дорога к звездной астрономии и космологии бесконечной Вселенной уже была открыта.

Галилей не был ни автором, ни повторным открывателем. Но только благодаря ему гелиоцентрическая модель мира утвердилась в науке. Она позволила открыть законы движения планет и привела к открытию закона всемирного тяготения.

Последние девять лет жизни Галилей провел под домашним арестом на вилле в Арчетри.

«В Арчетри я живу под строжайшим запретом выезжать в город и принимать много друзей одновременно, а с теми, кого я принимаю, должен общаться крайне сдержанно… И мнится мне, что… теперешняя моя тюрьма заменена будет лишь на ту долгую и тесную, которая всех нас ожидает…»


Галлией умер 8 января 1642 года. Папа римский Урбан VIII запретил хоронить его в семейном склепе во Флоренции. Так что великого итальянского ученого похоронили в Арчетри. Без всяких почестей. И даже памятник на могиле не поставили – Папа не позволил.


Только в 1737 году прах Галилея был торжественно перенесен в семейную базилику. А в 1992 году, через 350 лет после смерти Галилея, Папа римский Иоанн Павел II полностью реабилитировал его, сняв все обвинения Святой инквизиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *