Ламанову посадили в девятнадцатом. Мужа расстреляли, мастерскую разграбили.
Поставщица Императорского двора, владелица собственного ателье, модельер-дизайнер, у которой одевался весь Московский высший свет, начиная от великой княгини и заканчивая звездами кино и сцены, в одночасье потеряла все.
В Бутырке она сидела недолго, пару месяцев. А потом ее внезапно отпустили. Сама Ламанова говорила, что следователи были впечатлены ее рассказом о будущем советской моды. На самом деле из тюрьмы лучшего российского модельера вызволила жена Горького Мария Андреева. Ей очень хотелось сшить у Ламановой вечерний наряд на заказ…
В Москву из Нижнего Надя Ламанова приехала в 1883-м году совсем юной. Родители умерли, младшие сестры остались у нее на руках, их нужно было кормить и учить, а для этого хорошо было бы иметь какую-то «доходную» профессию. Надя поступила в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, после окончания устроилась работать в знаменитую мастерскую мадам Войткевич и очень скоро стала ведущей закройщицей. У Нади был талант создавать такие модели, что любые фигуры становились идеальными.
В 24 года Ламанова стала владелицей собственной мастерской. В тридцать с небольшим была удостоена звания поставщика Императорского двора в Москве. А в пятьдесят восемь русская Царица стиля стала… первым советским модельером.
После Бутырки Ламанову определили в Мастерские современного костюма при художественно-производственном подотделе ИЗО Наркомпросса. И вместо великих княгинь ее заказчицами стали теперь жены ответработников.
Но в основном Ламанова работала на театр. Она шила костюмы для спектаклей МХАТа, Театра Советской Армии, Академического театра имени Вахтангова.
В 1921 году вышла в свет легендарная вахтанговская «Принцесса Турандот», в начале спектакля актеры появлялись перед зрителями в умопомрачительных вечерних туалетах, созданных Ламановой. А сшиты эти туалеты были из… старых бархатных штор и скатертей.
Из того же самого подручного материала Надежда Ломанова создавала не менее фантастические наряды для творческой элиты: актрис Александры Хохловой, Алисы Коонен, Веры Холодной, для Лили Брик и ее сестры Эльзы Триоле. Специально для этих своих красавиц-клиенток Ламанова завела у себя дома маленькую швейную мастерскую. Она шила модные пальто из старых стеганых одеял и красноармейских шинелей. А летние платья из рушников, скатертей и вышитых украинских занавесок. Лен, суровый холст, грубая шинельная ткань стали писком моды от Ламановой.
В 1925-м году коллекция одежды Ламановой триумфально победила на Всемирной выставке в Париже. Ламанова обошла саму Коко Шанель и Короля мод Поля Пуаро.
А потом эпоха нэпа завершилась. И кто-то настучал на Ламанову — сообщил, куда следует, что она держит дома ателье с двумя наемными работницами. К ней пришли с обыском, конфисковали «ткани» — те самые старые портьеры, льняные полотенца и стеганые одеяла. Мастерскую закрыли, хозяйку выселили и вычеркнули из всех творческих объединений.
Последние годы жизни Надежда Ламанова работала в костюмерной МХАТа. Да еще шила костюмы для фильмов Эйзенштейна и Александрова. Она одевала героев «Аэлиты», «Цирка», «Александра Невского».
В октябре 1941-го МХАТ эвакуировался на Урал. Ламанова пришла в театр за билетом на поезд, но обнаружила запертые двери. То ли она сама опоздала, то ли про восьмидесятилетнюю костюмершу просто забыли. Надежда Петровна побрела по пустым московским улицам домой. Перед Большим театром присела на скамейку, чтобы отдохнуть. Здесь она и умерла от сердечного приступа.