В январе 1967 года вся страна с головой окунулась в чтение только что вышедшего романа Булгакова «Мастер и Маргарита». По Москве поползли слухи. Многие герои были узнаваемы. Больше всего судачили о загадочной фигуре Воланда. Поговаривали, что за ней скрывался чуть ли не сам Ленин. Или Сталин. А некоторые считали, что это первый посол США в СССР Уильям Буллит. Но вскоре все пришли к выводу, что это образ собирательный и никакого реального прототипа за ним не стоит. Однако мало кто знает, что не было бы у булгаковского Воланда ни акцента, ни лихо заломленного на ухо серого берета, ни черных бровей – одна почему-то выше другой, — если бы летом 1925 года в Коктебеле в доме Волошина не встретились два удивительных человека: писатель Михаил Булгаков и авиаконструктор Роберто Бартини.
Из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи»
Его называли самой таинственной выдающейся личностью ХХ века. Вторым Теслой и русским Леонардо. Гением предвидения и визитером из пятого измерения. В энциклопедии непознанного о нем написано: «прогрессор, пришелец с другой планеты, в задачу которого входил контроль над техническим развитием человеческой цивилизации».
Роберто Орос ди Бартини. Человек-легенда. Авиаконструктор, опередивший свое время. Физик-теоретик, создавший уникальную теорию трехмерного пространства в трехмерном времени – модель Вселенной, которая получила название «Мир Бартини».
Дальневосточная Республика, Хабаровск, 1919 год
Летом 1919 года представитель Дальневосточного революционного комитета обратился к главе итальянской миссии в Хабаровске капитану Манейро с необычной просьбой: подыскать ему среди итальянских военнопленных человека, владеющего несколькими языками.
Капитан Манейро следил за условиями содержания солдат и офицеров, захваченных в плен под Буковиной во время знаменитого Брусиловского прорыва, и, конечно же, хорошо знал всех своих подопечных. Он тут же предложил кандидата – лейтенанта пехотного батальона Роберто Бартини, владевшего семью языками, в том числе и русским. Русский язык лейтенант Бартини выучил в совершенстве за три года плена. За это же время он, кстати, стал убежденным социалистом и влюбился в Советскую Россию.
Бартини привезли в штаб Дальревкома и попросили перевести несколько строк из пергаментного манускрипта, написанного на древней латыни…
В романе «Мастер и Маргарита» есть намек на эту историю из жизни Бартини.
«- Вы по-русски здорово говорите, — заметил Бездомный.
— О, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков, — ответил профессор.
— А у вас какая специальность? – осведомился Берлиоз.
— Я – специалист по черной магии.
«На тебе!» — стукнуло в голове у Михаила Александровича.
— И… и вас по этой специальности пригласили к нам? – заикнувшись спросил он.
— Да, по этой пригласили, — подтвердил профессор и пояснил: — Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист».
В штаб Дальревкома пленного полиглота привозили несколько раз. По лагерю военнопленных пополз слух, что лейтенант стучит на своих земляков.
Когда началась репатриация военнопленных из дальневосточных лагерей, и правительство Италии зафрахтовало для своих военнослужащих японский пароход, итальянцы договорились между собой сбросить доносчика за борт. О готовящемся убийстве случайно узнал командир подразделения. Он успел высадить лейтенанта Бартини на берег в Шанхае.
Из Шанхая на родину Бартини добирался несколько месяцев. Только осенью двадцатого года он, наконец, попал в Милан. Здесь и остался. Хотя в родном городе Фиуме, нынче это боснийская Риека, его ждал отец – барон Лодовико Орос ди Бартини, губернатор провинции и один из самых влиятельных вельмож Австро-Венгерской империи.
По одной версии Роберто родился на Адриатике в 1897 году в семье губернатора провинции Фиуме. По другой — в венгерском городе Каниже, на берегу Дуная. Его мать – молодая дворянка – состояла во внебрачной связи с бароном Оросом ди Бартини и, родив ребенка, подкинула его садовнику барона. В доме садовника подкидыш прожил три года, пока не попался на глаза жене Лодовико ди Бартини. Донна Паола была бездетна и уговорила мужа взять на воспитание маленького Роберто. Так барон усыновил собственного сына.
Какая из этих версий — правда, а какая выдумка – неизвестно. Но, работая над секретными проектами, советский авиаконструктор Роберт Людвигович Бартини, брал себе псевдоним «Дунаев».
Сын барона Ороса ди Бартини был феноменально одаренным ребенком. Он, например, мог рисовать обеими руками одновременно. Свободно говорил и читал на шести европейских языках. Увлекался спортом, физикой, математикой. Сочинял стихи. Играл на фортепиано.
Говорили, что еще в раннем детстве у него проявились и телепатические способности: он отвечал на вопросы взрослых прежде, чем те успевали произнести их вслух.
Барон дал своему сыну блестящее образование. Никогда и ни в чем не отказывал. Когда Роберто увлекся астрономией, отец оборудовал для мальчика собственную обсерваторию. Потом Роберто увлекся авиацией, и барон подарил сыну аэроплан.
Самолеты Бартини
МТБ – морской тяжелый бомбардировщик, двухлодочный сорокаметровый катамаран со длинным крылом. Был разработан в 1930 году. В серию не пошел. Впоследствии аналогичная схема была осуществлена Туполевым на самолете МК — морской крейсер.
Италия, Милан, 1920 год
Вернувшись в Италию Роберто Бартини отказался жить в доме отца и пользоваться его привилегиями. Он пошел работать на Миланский завод «Изота-Фраскини». Был разнорабочим, разметчиком, шофером. Одновременно за два года закончил воздухоплавательный факультет Миланского политехнического института и получил диплом авиационного инженера. А в двадцать первом году вступил в компартию Италии.
Когда барон Лодовико Орос ди Бартини умер, его сын получил в наследство дом в Риме и десять миллионов долларов наследства. Всё это Роберто Бартини передал Международной организации помощи борцам революции.
В двадцать третьем году жизнь коммуниста-нелегальщика Бартини оказалась под угрозой, фашистские власти установили за ним активную слежку. Исполком Коминтерна предложил молодому инженеру немедленно уехать в Советскую Россию.
Перед отъездом Бартини дал клятву своим партийным товарищам: «всю жизнь, всеми силами своими содействовать тому, чтобы красные самолеты летали быстрее черных».
Самолеты Бартини
Экспериментальный истребитель «Сталь-6» — первенец скоростной авиации. Был построен в НИИ Гражданского воздушного флота. В 1933 году на нем был установлен рекорд мировой скорости 420 километров в час. В то время самые быстрые истребители летали со скоростью 280 километров в час. Проект закрыли в 1934 году как не соответствующий тематике гражданского института.
Милан – Питер, 1923 год
Доставкой красного барона в Советский Союз занимались агенты Коминтерна. Сначала они вывезли его из Милана в Берлин, затем из Берлина переправили в Варшаву и уже оттуда доставили в Питер.
В Берлине операция чуть было не сорвалась. Агенты Муссолини выследили красного барона, на него было совершено покушение. Тяжело раненый Бартини перенес клиническую смерть, но выжил.
Впрочем, сам Бартини историю своего бегства из Италии рассказывал несколько иначе. В ней не было ни Берлина, ни агентов Коминтерна, ни рокового выстрела. Он говорил, что просто угнал самолет, да и улетел в Польшу.
Там в Щецине Бартини без проблем прошел таможенный контроль, сел на пароход и поплыл в Петроград.
На пароходе рассказывал попутчикам, что его папа одесский архитектор, отправил сына еще десять лет тому назад в Европу лечить желудок. Вернуться домой помешали Первая Мировая, революция, гражданская война, то да сё… Рассказывая эту легенду, Бартини иногда морщился от боли: вот ведь и на чужбине застрял надолго, и желудок прооперировали неудачно. Попутчики верили.
В начале сентября «сын архитектора» сошел с парохода в Петроградском порту и сразу же отправился на вокзал. А на следующий день из питерского поезда вышел уже не красный барон Роберто Орос ди Бартини и не сын архитектора, а инженер-авиаконструктор Роберт Людвигович. Русский по паспорту.
Самолеты Бартини
В 1930 году конструкторским бюро ОПО-3 был разработан морской ближний разведчик. МБР представлял собой летающую лодку – моноплан с низкорасположенным крылом, с тянущим винтом, с носовой и задней пулеметной установкой. Впоследствии такой самолет был построен авиаконструктором Бериевым.
Москва, 1923 год
Своё первое советское жильё бывший барон, аристократ и миллионер Роберт Людвигович Бартини получил в старом доме в Мерзляковском переулке. Крохотная комнатка с окном на уровне земли. Стол, стул, койка, тумбочка, настенная аптечка… Что ж, ему и в ночлежках жить приходилось, к убогому быту не привыкать.
Когда он шёл по улице, прохожие смотрели ему вслед. Римский точеный профиль, иссиня-черные волосы, всегда гладко выбрит. Он носил парусиновые туфли, потертый костюм или старую виды видавшую летную куртку. Еще у него был поношенный берет, один единственный галстук и… белоснежный шарф. А на галстуке, который Бартини завязывал свободно, «по-южному», была какая-то необыкновенная заколка с прозрачным камушком. Эту же заколку Бартини носил и на шарфе.
По манерам он был аристократом. Разбирался в музыке и живописи. Будучи заядлым театралом, не пропускал ни одной премьеры. Говорили еще, что к слабому полу дышал неравнодушно. Ради женщин Бартини был готов сделать что угодно. Однажды в Севастополе спрыгнул в море с высоченного подъемного крана — очень хотелось понравиться курортницам…
Сначала Бартини работал лаборантом-фотограмметристом на научно-опытном аэродроме ВВС, потом возглавил там же один из отделов и начал разрабатывать проект своего первого гидросамолета. В двадцать пятом Бартини перевели в Севастополь. Там он вступил в ВКП(б), дослужился до должности старшего инженера авиации Черного моря и получил звание комбрига РККА – в современной воинской иерархии это генерал-майор.
В тридцатом году Бартини вернули в столицу и по личной просьбе Тухачевского назначили главным конструктором КБ НИИ Гражданского флота. Он работал с молодыми инженерами Королевым, Лавочкиным, Четвериковым.
В ОКБ Бартини в тридцатые годы родились проекты 40-тонного морского двухлодочного бомбардировщика МТБ; Дальнего Арктического разведчика «Дар», который мог садиться на лед и на воду; экспериментального истребителя «Сталь-6» со стальной обшивкой вместо деревянной, что давало значительный прирост скорости.
«Мастер и Маргарита»
Самолеты Бартини Булгаков упоминал несколько раз. Например, в одной из ранних редакций романа Маргарита несется над морем на летающей лодке. В другом варианте рукописи Воланда и его свиту на Воробьевых горах атакует сверхзвуковой истребитель. Директор варьете Римский, размышляя о том, как Степа Лиходеев мог оказаться во Владикавказе, представлял себе военный аэроплан, летающий со скоростью 600 километров в час. Фантастические летательные аппараты прекрасно вписывались в канву мистического романа Булгакова. Но самое-то удивительное, что это были реальные проекты реальных машин.
Москва, 1935 год
В тридцать пятом году в СССР на одном из северных аэродромов был испытан секретный самолет-невидимка. О нем стало известно только спустя два десятилетия и то совершенно случайно. В журнале «Изобретатель и рационализатор» была опубликована статья журналиста Вишнякова «Невидимый самолет», в которой приводились воспоминания очевидца этого события – капитана Артура Владимировича Вагуля.
Спустя несколько лет факт испытания невидимого самолета подтвердил историк советской авиации профессор В.Б.Шавров. В первом томе «Истории конструкций самолетов в СССР» он написал: «Самолет строился бригадой Военно-Воздушной академии под руководством Сергея Григорьевича Козлова в 1935 году. Одно из названий проекта было «ПС» — прозрачный самолет».
В этой истории с прозрачным самолетом есть одна тайна, связанная с Бартини. Капитан Вагуль – очевидец событий – достаточно точно описал человека, который принимал рапорт у летчика-испытателя до полета и после посадки.
«Вида он был совершенно холостяцкого, неухоженного: потертое на плечах кожаное пальто, карманы оттопырены, полны надорванными пачками «Беломора», простецкая шапка… На шее, однако, шелковая белая косынка, заколотая булавкой с прозрачным камушком… Глаза усталые, прищуренные. Возможно, больные…»
Но это описание полностью соответствует внешнему виду Роберта Людвиговича! К тому же в своем рассказе капитан Вагуль называет главного конструктора самолета-невидимки Дунаевым. А Дунаев – это рабочий псевдоним Бартини.
Кстати, когда у самого Бартини спрашивали о его участии в проекте «невидимки», он обычно отвечал: «Я консультировал разработчиков по отдельным вопросам».
Как тут опять не вспомнить мессира Воланда – иностранного консультанта по черной магии и другим вопросам!
Самолеты Бартини
В 1957 году была разработана новая схема сверхзвукового самолета большой дальности полета. Проекты А-55, а-56 и А-57 по сути своей являлись летающими лодками, дальность полета четырнадцать тысяч километров. В серию ни одна из этих машин не пошла. Спустя ряд лет в зарубежной авиации появились созданные по тому же принципу «Валькирия» и «Конкорд».
Москва, 1938 год
В тридцать восьмом году Главный конструктор Бартини получил новую должность – зэка. И переехал из своей квартиры в Мерзляковском переулке в камеру спецтюрьмы «Остехбюро номер двадцать девять». В шарагу, проще говоря.
Красному барону предъявили обвинение в связях с «врагом народа» Тухачевским, а также – кто бы сомневался! – в шпионаже в пользу Муссолини. Дали десять лет плюс пять поражения в правах. «По рогам», как тогда говорили.
Бартини попал в 103 отдел шараги — конструкторское бюро Туполева, где разрабатывался фронтовой бомбардировщик Ту-2. Там он чувствовал себя неуютно. Бывший Главный конструктор был человеком жёстким. У Бартини же был совсем другой стиль общения и работы. Его коллеги зеки удивлялись, наблюдая, как он сидел часами, не шевелясь, не дыша даже. В лице ни кровинки. Глаза плотно закрыты. Потом вдруг приходил в себя и… выдавал совершенно сумасшедшие идеи, большинство из которых тогда реализовать было невозможно.
В начале войны двадцать девятую шарагу эвакуировали из Москвы в Омск. Однажды зимой 1942 года тюремному начальству ЦКБ-29 пришел приказ доставить Бартини в Москву к самому Берии!
Заключенного переправили в столицу. Там помыли, побрили, переодели во все чистое и отутюженное.
Берия встретил бывшего Главного конструктора радушно, называл его исключительно на «вы» и по имени отчеству, доверительно сообщил, что стране срочно нужен истребитель-перехватчик и попросил немедленно заняться подобным самолетом.
Бартини пообещал и, набравшись смелости, тоже в свою очередь попросил Берию… освободить его из заключения, поскольку никакого преступления он не совершал.
Берия ответил: «Мы это знаем. Вот сделаете перехватчик, и мы вас освободим».
Бартини под конвоем вернулся обратно в Омск и тут же приступил к работе. Уже к лету сорок второго он разработал проект зенитного перехватчика Р-114 со стреловидным крылом, четырьмя жидкостно-реактивными двигателями и скоростью, равной двум звуковым.
Но можно ли было построить такое авиационное чудо в то время? Конечно же, нет… И заключенный Бартини остался мотать срок. Он, единственный из авиаконструкторов, отсидел от звонка до звонка.
В сорок шестом году из Омской шараги Бартини переехал в Таганрогскую. Она располагалась на территории завода имени Димитрова. Здесь в Таганроге Бартини женился. Его жену звали Валентина, она работала на заводе инженером-конструктором.
В пятьдесят втором Бартини откомандировали в Новосибирск – в институт аэродинамики Сибирского отделения Академии Наук СССР. Начальника НИИ при этом предупредили: «Вы там проследите, чтобы он вам какой-нибудь самолет не нарисовал!»
Не уследили. Нарисовал. В Новосибирском НИИ Бартини разработал первый в мире межконтинентальный бомбардировщик.
Самолеты Бартини
ВВА-14 – вертикально взлетающая амфибия, противолодочный самолет. В 1972 году в Таганроге были построены две такие машины. Одна из них впоследствии была преобразована в экраноплан. Работы над этими летательными аппаратами были прекращены под давлением конструкторского бюро Бериева.
14 мая 1997 года в Таганрогском конструкторском бюро, где когда-то работал Бартини, отмечали столетие со дня его рождения. В это же самое время последнюю из вертикально взлетающих амфибий Бартини отвезли на свалку и разрезали на металлолом.
Москва, 1956 год
В 1956-ом году красного барона Бартини полностью реабилитировали. Он вернулся в Москву. И продолжил придумывать свои фантастические самолеты.
В общей сложности за свою конструкторскую жизнь Бартини создал шестьдесят уникальных проектов. Его машины могли унести советскую авиацию в действительно заоблачные выси. Но в серию пошел только один самолет. Все остальные остались на бумаге. А на бумажных крыльях далеко ли улетишь?
Бартини считал авиацию ремеслом. А делом всей его жизни, как он сам говорил, была теоретическая физика.
Наше традиционное представление о Вселенной обходится четырьмя измерениями: трехмерное пространство плюс время. Бартини создал свою Вселенную – «Мир Бартини» — где три измерения пространства и три измерения времени. Они взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Бартини считал, что изменяя пространство, можно изменить время. И наоборот. Он говорил:
«Прошлое, настоящее и будущее — одно и то же. В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней, и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом».
Мастер и Маргарита
Как считают исследователи Бартини Бузиновские, в конце двадцатых – начале тридцатых годов Роберт Людвигович вел тайный научный кружок, в который входили писатели Александр Грин, Алексей Толстой, Платонов, Евгений Шварц, Лагин, Волков, Леонид Леонов, Иван Ефремов и Михаил Булгаков. На заседаниях общества Бартини рассказывал о трехмерности времени, о пятом измерении, о связи прошлого с будущим и настоящим. Не из этих ли лекций Бартини почерпнул свои знания о пятом измерении Коровьев, когда говорил Маргарите: «Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!»
Когда Бартини вернулся в Москву из заключения, ему дали двухкомнатную квартиру на Кутузовском проспекте. Странная это была квартира. Булгаковские персонажи сказали бы: «нехорошая»…
Одну комнату он выкрасил в ярко-красный цвет. Здесь Бартини работал. Во второй комнате на потолке было нарисовано солнце, на стенах море с островами. Здесь Бартини отдыхал. При этом пил странную смесь крепкого чая и кофе со сгущенкой.
Окна в этой квартире всегда были закрыты плотными шторами. Бартини не выносил яркого света. У него была какая-то редкая болезнь глаз, когда зрачки не умеют сужаться. Может быть, это было последствием того самого Берлинского ранения? Если конечно история с покушением не выдумка.
Бартини комфортно чувствовал себя в темноте, говорят даже, умел читать без света.
Его жена, сын и три внука всегда жили отдельно. Бартини мог творить только в одиночестве. К тому же, его домочадцы вряд ли смогли бы существовать в квартире, заваленной горами бумаг, книг, чертежей. При этом сам Бартини прекрасно ориентировался в этом хаосе. Очевидцы рассказывали, что когда ему была нужна какая-то бумага, он, ни на секунду не задумавшись, просто выдергивал ее из какой-либо стопки. Безошибочно.
Роберт Людвигович Бартини прожил в Советском Союзе пятьдесят один год. Работал всю жизнь на износ. До последней минуты.
Бартини предчувствовал свою смерть. Накануне он написал завещание, в котором попросил запаять его бумаги в металлический ящик и не вскрывать до 2197 года. На пакете с бумагами он написал: «Я убрал из моих статей о константах одно следствие. Прошу вас, когда вы сочтете это уместным, сообщить в любой форме, по вашему выбору, что я, Роберто Бартини, пришел к нему математически, не уверен, что не ошибся, поэтому публиковать его не стал. Оно нуждается в проверке, у меня на это уже не осталось времени. Следствие такое: количество жизни во Вселенной, то есть количество материи, которая в бесконечно отдаленном от нас прошлом вдруг увидела себя и свое окружение, — тоже величина постоянная. Мировая константа. Но, понятно, для Вселенной, а не для отдельной планеты».
Обычно в названии самолетов присутствуют первые буквы фамилии главного конструктора. Ту – это Туполев. Ил — Ильюшин. Як – Яковлев. Бартини такая практика не нравилась. Он маркировал свои проекты произвольными сочетаниями букв и цифр. Ну, по крайней мере, достаточно долго считалось, что произвольно. Пока кто-то из историков не выписал в ряд пять названий его самолетов: М-62, А-57, С-6, Т-200, ЕР-2.
МАСТЕР.
Возможно, так Бартини увековечил свою дружбу с Булгаковым.
Или отправил ему через годы ответный зашифрованный подарок.